design: b.kazachkov
development: aii

Boris Kovac

В крае Войводина в Сербии, рядом с горой Фрушка находится деревня, лежащая на пересечении всех дорог; здесь встречаются Европа и Азия. Прекрасная затерявшаяся земля, где все кажется таким близким, и одновременно бесконечно далеким. В самом сердце деревни стоит белая церковь, окруженная множеством старых домишек. Самый красивый дом с качарой – подвалом, где хранили вино и бренди. Сейчас это студия Бориса Ковача и ансамбля La Campanella – музыкальная мастерская в бывшем винном подвале.

Борис Ковач - едва ли не самый важный из современных композиторов, родившихся в бывшей Югославии за последние 50 лет. Многие его проекты связаны с театром. В его послужном списке есть, к примеру, медитативная музыка для театра и хореографических постановок, сюита «Анамнезис: Экуменические мистерии», записанная в церкви, и долгая работа с коллективом Ritual Nova — в духе европейского авангарда. Начинал же Ковач в далеком 77-м, подражая Яну Гарбареку в моднейшей джазовой группе «Мета-секция».

С 1991 до 1995гг. Борис Ковач, в основном, жил и работал в Италии, Словении и Австрии. В 1996г. он вернулся в Югославию. Сейчас у него два главных проекта: La Danza Apocalypsa Balcanica и La Campanella). С La Campanella Ковач уже выпустили восемь компакт-дисков и объехал с гастролями весь мир.

Несколько лет назад Борис Ковач с группой впервые появился в Москве, и поразил слушателей красотой мелодий, и трагическим накалом композиции "Последнее Балканское танго". Именно тогда Саша Чепарухин представляя группу, сообщил, что нам предстоит услышать веселую танцевальную этническую музыку, в которой от соло тенор-саксофона кровь стынет в жилах. А журнал «Афиша» назвал это выступление одним из 10 важнейших концертов года, журналисты писали о танго после конца света и вечеринке на поминках старого мира. Таким был фон первого визита группы Бориса Ковача, которая тогда так и именовалась: Оркестр танцев балканского апокалипсиса.

На вопрос, музыку каких народов исполняет группа, Ковач отвечает, что все, что звучит на концерте, - его собственная композиторская музыка, правда, возникшая из многочисленных фольклорных источников. Западные журналисты, сталкиваясь с феноменом Ковача, путаются в формулировках. Кто именует ее "этно", кто - постмодерном, кто world music (сам Ковач придерживается именно последнего термина). Пишут и об эклектике (что тоже недалеко от истины). Вообще, музыка Ковача парадоксальна, как вся история Балкан, где веками происходило то объединение, то столкновение и размежевание множества уникальных этносов. Их музыкальная культура напластовывалась одна на другую, и возникал странный и чарующий сплав. Их музыка - не просто мозаичный набор танцевальных мелодий в балканском духе, а цельное композиторское произведение, которое можно назвать "симфонией в народном стиле".

Ковач играет на всех видах саксофонов - от сопранино до тенора. Он обладает выразительным - то торжественным, то печальным и при этом острым, а временами и болезненно скрежещущим - звуком. Очень профессиональный вокалист, хотя за кулисами, перед началом концерта, говорил журналистам, что вообще-то он инструменталист и поет, только когда бреется или моется в душе. Он эффектно танцует, выделывая сложные па, высоко подпрыгивая и отбивая витиеватые ритмические фигуры на латиноамериканской погремушке - маракасе. Как вокалисты время от времени выступают и остальные музыканты: часть номеров исполняется в хоровом звучании. Иногда все пятеро начинают еще и танцевать вместе - получается заправский перформанс.

Дополнительная информация: www.boriskovac.com


© Copyright GreenWave Music, 1999 - 2024

Ваши комментарии