design: b.kazachkov
development: aii

Kronos Quartet

День первый

Программа "Sun Rings"
композитор Терри Райли
режисер постановщик Вилли Вильямс
Ансамбль "Сирин" под управлением Андрея Котова

Знаменитый струнный квартет из Соединенных Штатов, обладатель многочисленных Грэмми, Кронос Квартет выступит в Москве с одним из своих главных шедевров – проектом Sun Rings (Звуки Солнца) с хор, звуками, записанными из космоса, неповторимой музыкой Терри Райли и визуальным рядом Вилли Вильямса, легендарного режиссера-постановщика, автора шоу U2 и Дэвида Боуи (David Bowie) .

В 2000 году космическое агентство NASA предложило Кронос Квартету использовать свой архив с записями звуков космоса для создания нового музыкального проекта. «Я был потрясен, впервые услышав эти звуки, и, осознав, откуда они исходят», говорит композитор Терри Райли. «Мысленно я видел зрителей, путешествующих с Кроносом вокруг планет, слышащих музыку и хор во время полета в мире звуков далеких планет».
«Космос всегда тревожил воображение поэтов и музыкантов. Древние астрологи понимали всю важность влияния движения планет на нашу жизнь», говорит композитор Терри Райли. «Мне кажется, что наше сотрудничество над этим проектом не обошлось без влияния планет. Хотят ли звезды впустить нас в свои сферы, рады ли они нам? Думаю, да, иначе наш проект не был бы успешным».
Когда Дэвид Харрингтон, арт-директор Кронос квартета, впервые услышал записи, предоставленные NASA, - свист, странные сирены и удары, собранные за миллионы километров от Земли – они поразили его своим нездешним звучанием. Среди записей были звуки, полученные во время 12 летнего путешествия корабля Voyager к самым дальним планетам солнечной системы - Юпитеру, Сатурну, Урану и Нептуну. Картинки, полученные с поверхности Юпитера и колец Сатурна, обошли весь мир, факт существования записи звуков гораздо менее известен.

Мы привыкли воспринимать космос как молчаливый черный вакуум. Считается, что для звуковых волн необходим воздух, которого в космосе нет, а значит, его можно считать полностью беззвучным. Однако, комическое пространство не полностью состоит из вакуума; в нем присутствует газ именуемый плазмой. Плазменные волны имеют характеристики схожие со звуковыми волнами и радиоволнами. Эти волны может улавливать даже простой радиоприемник. С помощью полученных записей удалось установить происхождение звуков: вспышки производят свистящие звуки; звуки, напоминающие голоса птиц, которые назвали «хором» возникают в момент столкновения электронов с магнитными полями, окружающими такие планеты как Земля и Юпитер; заряженные частицы вызывающие северное сияние издают также свистящие звуки.
«Звуки космоса погружены в наши земные звуки», говорит Дэвид Харрингтон.

В визуальной части шоу режиссер Вилли Вильямс постарался передать настроение музыки в целом. Работая в архивах NASA, ему удалось обнаружить редкие снимки, отправленные на Землю с космического корабля Voyager. Сегодня Voyager находится от Земли на таком расстоянии, куда никогда не проникал ни один человеческий объект, и он уходит в космос все дальше и дальше, неся с собой послания с Земли. Вдохновленные идеями и духом создателей космического корабля авторы проекта Sun Rings пытаются унести нас в места, где мы никогда не были.

«Я всю жизнь сталкивался с астрономией», говорит Вилли Вильямс. «Когда думаешь о необъятности вселенной, тебя охватывают самые разные чувства, от полного спокойствия до полной беспомощности и ощущения собственной ничтожности. Мне кажется Терри Райли смог передать все эти чувства музыкой».

«С самого начала я понимал, что визуальная часть шоу не должна напоминать визит в планетарий или лекцию по астрономии. Фотографии, полученные с Voyager и Hubble слишком хорошо известны, мне с трудом удавалось отыскать снимки, не побывавшие в печати. Визуальная часть шоу – это больше абстракция, с помощью которой мне хотелось передать настроение музыки, композиции в целом. Тем не менее, работая в архивах НАСА мне удалось обнаружить редкие снимки, сделанные цифровой камерой образца 1970 года; они не очень хорошего качества по сравнению с современными, но это были первые снимки полученные из космоса, в них заключена колоссальная эмоциональная энергия.
Другой источник вдохновения я нашел в самой миссии Voyager. На борту корабля были информационные материалы под названием «Золотая запись», они предназначались для тех «неизвестных», кто может встретиться на пути корабля. Оптимизм создателей этих материалов подтверждался наличием диаграмм, объясняющих «другим жителям», как пользоваться видеокассетами и прослушивать запись. Там были рисунки людей, карта, показывающая, где находится наша планета, фотографии повседневной жизни – люди, дома, машины, животные, музыкальные инструменты – представляющие жизнь, какой она была в 1977 году (некоторые фрагменты «Золотой записи показаны в финале Sun Rings). Сейчас два корабля Voyager путешествуют за пределами нашей системы. Я представляю их как двух эксцентричных посланников нашего мира, которые несут информацию о нашем мире в космос, не зная, что она уже давно устарела, стала анахронизмом».


Участники проекта

Терри Райли,
композитор

Пионер минимализма Терри Райли является одним из самых революционных композиторов послевоенной эры. В 1964 году он написал свое самое известное произведение IN C, которое стало знаковым, и обеспечило появление новой музыкальной формы, основанной на постоянно повторяющихся музыкальных фрагментах. Это изменило музыкальный курс 20-ого столетия и оказало влияние на работы таких известных композиторов, как Стив Райх (Steve Reich), Филип Гласс (Philip Glass) и Джон Адамс (John Adams), творчество групп The Who, The Soft Machine, Tangerine Dream и многих других. Гипнотизирующие, многослойные, полиметрические, блестяще аранжированные инструментованные, приправленные восточными элементами импровизации подготовили почву для широкого интереса публики к Новой Тональности.
Под влиянием Джона Колтрэйна и Джона Кейджа он занялся исследованием открытой импровизации и авангарда, и в 1960 написал Mescalin Mix, музыкальную пьесу, состоящую из закольцованных магнитофонных пленок с записанными разнообразными шумами.
К началу 60-ых Райли регулярно устраивал продолжительные сольные выступления, начинающиеся в 22:00 и продолжающиеся до восхода солнца, которые явились очевидными предшественниками ночных рэйвов, появившихся десятилетия спустя. После окончания Беркли в 1961 его следующей главной работой была Music for the Gift (1963). Так называемый 'loop-эффект' возбудил интерес Райли к повторению как средству музыкального выражения, и в 1964 он закончил свою самую известную минималистскую работу IN C.
В это же время он учился играть на саксофоне, используя инструмент в своих так называемых 'ночных полетах'; эти грандиозные импровизационные перформансы стали основанием для записи альбомов Poppy Nogood and the Phantom Band (1968) и A Rainbow in Curved Air (1969).
В 1970 Райли совершил первую из многих поездок в Индию, чтобы учиться у мастера вокала Прана Ната, с которым он часто выступал в последующие годы; а сотрудничество с Джоном Кэйлом (John Cale) привело к созданию в 1971 альбома Church of Anthrax.
Преподавая в Колледже Mills в Окленде в 70-ых, Терри оказывал поддержку Дэвиду Харрингтону (David Harrington), основателю и лидеру Kronos Quartet, и это явилось началом долговременного сотрудничества. Другая совместная работа Райли и Kronos Quartet Salome Dances for Peace (1989) была названа журналом USA Today лучшим классическим альбомом года.

Вилли Вильямс,
Режиссер-постановщик

Постановщик шоу для U2, R.E.M и Дэвида Боуи (David Bowie) . Его шоу для тура U2 «Zoo TV» 1992 года было названо прессой «самым зрелищным из всех постановок для музыкальных групп». Сейчас занимается подготовкой видеоматериалов для тура Rolling Stones. Среди его работ – мюзикл Queen We will Rock you для Лондонского театра Domonion. Среди его работ в области искусства самые известные - инсталляция Sky Church, которая находится в Experience Music Project в Сиэтле, а также постоянная экспозиция в Fame Museum.
В 2002 году британский журнал Live назвал его лучшим дизайнером года.


Кронос-Квартет

Знаменитый струнный квартет из Соединенных Штатов Кронос-Квартет, обладатель многочисленных «Грэмми», на протяжении 30-ти лет является самым известным коллективом современной академической музыки. Разрушив все жанровые барьеры, существовавшие для струнного квартета, этот выдающийся коллектив изменил наши представления не только о том, каким может быть струнный квартет, но и о том, какой может быть музыка в 21 веке. Многие музыкальные критики считают Кронос лучшим струнным квартетом и одним из величайших музыкальных коллективов. Самые известные современные композиторы писали и пишут музыку специально для Кроноса. Среди них - Филип Гласс, Джон Зорн, Стив Райх, Альфред Шнитке, Арво Пярт, Хенрик Гурецкий, Кшиштоф Пендерецкий, Мортон Фелдман и другие.

В истории Кроноса - совместные записи и выступления с выдающимися рок-музыкантами (Фрэнк Заппа, Дэвид Бирн и др.), оригинальные версии известных произведений джаза и рока (композиции Орнетта Коллманна, Билла Эванса, Джеймса Брауна, Джими Хендрикса, Элвиса Пресли и др.)

Кронос разительно отличается от других исполнителей "классического" жанра. Даже внешне (экстравагантные костюмы, сценические манеры) музыканты больше напоминают рок-звезд. А исполняемая Кроносом музыка ломает всякие привычные перегородки между академической и этнической музыкой, джазом и роком.

«Все величайшие композиторы струнных оркестров прошлого – Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт – жили в Вене и ее окрестностях. Я изучал музыку из Африки, Азии и Южной Америки, и я не могу понять, почему остальная мировая музыка до сих пор не дошла до струнных инструментов. Мир стал казаться мне гораздо больше, чем небольшой уголок на карте называемый Веной”, говорит Харрингтон. “ И мне кажется, что для музыканта совершенно естественно использовать в работе сделанные им открытия”

День второй

Программа " Избранное"


Michael Gordon / Potassium
Traditional (arr. Kronos) / Tusen Tankar (A Thousand Thoughts)
Unknown (arr. Kronos, transc. Ljova) / Oh Mother, the Handsome Man Tortures Me
Traditional (arr. Kronos)/ Kara Kemir
Anibal Troilo (arr. Osvaldo Golijov) / Responso (Responsory)
Einsturzende Neubauten (arr. Paola Prestini & Kronos) / Armenia
Sofia Gubaidulina / Quartet No. 4

Антракт

Rahul Dev Burman (arr. Stephen Prutsman / Kronos) / Mehbooba Mehbooba (Beloved, O Beloved)
Ram Narayan (arr. Kronos) / Raga Mishra Bhairavi
Steve Reich / Triple Quartet

Билеты в кассах зала тел. 730-10-11 и на сайте www.parter.ru

Организаторы: GreenWave Music

Аккредитация, дополнительная информация, фотоматериалы, организация интервью: Мукачевская Ольга, GreenWave Music, тел./факс: +7(095) 625 9821
внимание, изменилась первая цифра номера !
© Copyright GreenWave Music, 1999 - 2024

Ваши комментарии