«ДЕТИ ВЫДРЫ»
- Проекты
- 25.10.2011 04:00
Министерство культуры и массовых коммуникаций Пермского края, Пермская краевая филармония и GreenWave Music представляют
проект «ДЕТИ ВЫДРЫ»
«ДЕТИ ВЫДРЫ» - это ярчайший этно-музыкальный проект из серии «Сделано в Перми».
«Дети Выдры» - сочинение выдающегося российского композитора Владимира Мартынова на стихи Велимира Хлебникова в исполнении камерного ансамбля Opus Posth. под управлением Татьяны Гринденко, всемирно известной тувинской группы «Хуун-Хуур-Ту» и пермского академического хора «Млада». Произведение основано на архаичном сибирском фольклоре, в котором Выдре поклоняются как матери всех народов. «Дети Выдры» искусно совмещают древнее тувинское звучание с оригинальной партитурой Владимира Мартынова. По словам композитора, «Дети Выдры» стремятся указать слушателю путь погружения в вечное течение Музыки.
«Владимир Мартынов, сидящий в глубине сцены за роялем, выхватывает из тьмы веков и хаоса древних созвучий рифы и мелодические фрагменты, способные работать в современном музыкальном поле. Это почти психоделический опыт. Композитор соединяет в "Детях Выдры" произведения "Хуун-Хуур-Ту" с повторяющимися и в теории гипнотизирующими фразами струнных, а хор, на глазах преодолевая вековой груз "академического" наследия, выкрикивает слоги Хлебникова». Коммерсантъ
«Именно такие проекты, как «Дети выдры», помогают сломать привычные рамки и сделать новый виток в развитии (музыки)». ТВ Россия КУЛЬТУРА
Слово композитора Владимира Мартынова:
«Дети Выдры» созданы на основе двух «сверхповестей» Велимира Хлебникова – «Дети Выдры» и «Зангези».
«Сверхповесть» - термин Хлебникова, введённый им для обозначения новой текстовой реальности, заключающейся в сочетании как бы не сочетающихся друг с другом текстов. Эта «сочетаемость несочетаемого» кладется в основу и музыкальной композиционной структуры «Детей Выдры». Сочетание архаичного прамузыкального тувинского горлового пения с современными композиторскими методиками работы с музыкальным материалом.
По мысли Хлебникова, задача «Детей Выдры»заключается в в «творении дела», которое выражало бы дух материка. Мозг земли не может быть только великорусским. Лучше, если бы он был «материковым». В основу азийско-материкового эпоса, расширяющего пределы суженного сознания русской современности, Хлебников кладет фрагменты мифологии сибирско-амурского племени Орочей, как самые древние предания о прошлом людей.
Выдра - архаический животный тотем - в тексте Хлебникова имеет космогонический смысл.
Все насельники Азийского материка могут быть поняты как дети общей матери мира Выдры и бога Андури. По верованиям орочей, человек обязан своим выделением из животного царства ходатайству Выдры перед верховным божеством.
Ансамблю Хуун-Хуур-Ту, владеющий секретами и методиками одного из самых древнейших на земле типов музицирования – «горлового пения», представляет наилучшие возможности для реализации идеи «Детей Выдры». Их пение так же древние и так же мощно, как и мифологические образы сказаний о Выдре.
Ансамбль OpusPosth. является на сегодня очевидно лучшим ансамблем, исполняющим музыку авангарда и минимализма. Их исполнения Ксенакиса, Фельдмана, Филиппа Гласса давно уже считаются непревзойденными образцами понимания сути современного музицирования. Поэтому соединение ансамбля Хуун-Хуур-Ту и с ансамблем OpusPosth. представляется лучшим вариантом как для реализации хлебниковских идей «сверхповести», так и для воссоздания полноты «материкового» азийского сознания.
Ссылки:
http://www.hhtmusic.com/childrenoftheotter.html
Видео:
- Huun Huur Tu in Children of the Otter by Vladimir Martynov
- Фестиваль Театральная Конфронтация, Люблин, Польша
Пресса о проекте:
Ваши комментарии